I. Пояснительная записка. Просмотр в формате PDF
В современном мире очень ценятся вещи сделанные руками мастера, обладающие индивидуальностью, неповторимые, они украшают человека.
Стремление к индивидуальности есть в каждом из нас. Существует множество способов самовыражения. Один из них – рукоделие.
В каждой стране существуют свои традиции хенд-мейда и национальные предпочтения. В широком смысле слова Hand-made – это целый мир, огромная планета, где действуют свои законы природы и существует определенная атмосфера. Мир хенд-мейда вмещает в себя и философию, и четкий математический расчет, вдохновение и эрудицию, полет фантазии и строгие правила, новшества моды сегодняшнего дня и глубины классики.
Модный термин «хенд-мейд» включает в себя абсолютно всё, что сделано своими руками. по своим эскизам.Хенд-мейд – это творческая реализация, глоток свежего воздуха, способ выразить свою индивидуальность. Хенд-мейд – это искусство. Керамика, валяние из шерсти, вышивка и вязание, всевозможные поделки из камня, стекла, полимерной глины, дерева или кожи, мягкая игрушка, настенные панно из природных матриалов, дизайнерские платья и аксессуары – все это хенд - мейд.
Кружок «Handmade», что в переводе с английского «Своими руками», развивает творческие способности. Это одна из возможностей выразить свою индивидуальность, найти себе увлечение по душе. Создавая подделки собственноручно, ребенок учится не только определенному виду мастерства, но еще и развивает фантазию, чувство стиля, вырабатывает творческий подход к решению проблем.
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес обучающихся к искусству и является необходимым условием формирования личности каждого.
Актуальность программы: обусловлена ее практической значимостью и возможностью проявить себя, раскрыть неповторимые индивидуальные способности, в процессе изготовления красивых вещей. Работа в кружке даёт возможность каждому ребёнку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нем.
Новизна программы: Она состоит в следующем:
- дает возможность знакомства с различными видами декоративно-прикладного творчества в определенной степени и помогает ребенку в течение короткого промежутка времени сделать осознанный выбор в пользу того или иного вида декоративно-прикладного творчества, т. е. самореализоваться и самоопределиться;
- предлагает работу по различным модулям;
- позволяет максимально разнообразить инструменты и материалы;
Педагогические принципы:
- - принцип природосообразности, один из самых старых педагогических принципов: в процессе обучения следует опираться на возраст и потенциальные возможности учащихся, зоны их ближайшего развития; следует, направлять обучение на самовоспитание, самообразование и самообучение учащихся;
- - принцип гуманизации, суть которого состоит в том, что сам педагогический процесс строится на полном признании гражданских прав учащегося. Этот принцип ставит педагога и ученика на одну ступень - ученик заслуживает такого же уважения, как и педагог;
- - принцип целостности, проявляющийся в наличии единства и взаимосвязи всех компонентов педагогического процесса;
- - принцип культуросообразности - заключается в использовании в воспитании тех культурологических особенностей, которые свойственны данной среде;
- создание ситуаций успеха для каждого ребёнка;
При организации учебно-воспитательного процесса учитываются:
- 1) Ведущие виды деятельности в различных возрастных группах учащихся;
- 2) Потребности, интересы учащихся
- 3) Уровень развития коллектива;
- 4) Уровень развития и самооценка ребёнка, его социальный статус.
К каждому ребёнку применяется индивидуальный подход:
- - осознание и признание права личности быть не похожим на других;
- - проявление уважения к личности;
- - оценка не личности ребёнка, а его деятельности, поступков;
- - умение смотреть на проблему глазами ребёнка;
- - учёт индивидуально-психологических особенностей ребёнка.
Цель:Творческое развитие личности ребёнка, через освоение им современных техник декоративно-прикладного творчества и приобщение к ценностям прикладного творчества.
Задачи программы:
Образовательные:
- Познакомить с историей развития современных декоративно-прикладных искусств.
- Научить проявлять творческий подход к работе с различными видами материала.
- Научить планировать, предвидеть результат работы и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.
- Научить работать с лентами, шерстью, капрном, тканью
Развивающие:
- Развивать эмоциональные способности учащихся.
- Развивать творческие способности учащихся.
- Развивать память, логику, художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
- Способствовать совершенствованию мелкой моторики рук, точных движений пальцев.
- Развивать глазомер.
Воспитательные:
- Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени.
- Воспитывать умение видеть и понимать прекрасное в окружающей действительности.
- Воспитывать внимательность, аккуратность, самодисциплину.
- Обобщать визуальный опыт детей через посещение выставок, участие в конкурсах и мастер-классах.
II. Общая характеристика программы
Программа работы кружка рассчитана на один год обучения, на 144 часа. Кружок комплектуется из учащихся 5-8 классов. Оптимальное количество детей в группе для успешного освоения программы - 10-12 человек.
Режим работы кружка – 2 занятие в неделю по 2 часа.
Отличительные особенности программы
По данной образовательной программе можно заниматься из года в год, преемственно и последовательно расширяя и углубляя свои знания и умения.
Отличительные особенности образовательной программы работы кружка:
- Тематический принцип планирования учебного материала
В соответствии с каждой темой разработана теоретическая часть и набор творческих заданий которые варьируются в зависимости от материала выполнения.
- Дифференциация процесса обучения
При организации учебного процесса учитываются индивидуально-типологические особенности личности (способности, интересы, склонности, особенности интеллектуальной деятельности, возраст и физиологическое развитие обучаемых).
В работе кружка используются теоретические, практические и комбинированные виды занятий. Теоретическая часть даётся в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы. Практические занятия включают в себя индивидуальные и коллективные формы работы. В конце каждого занятия фиксируется внимание детей на достигнутом результате, проводится рефлексия.
Уровень приобретенных знаний, умений и навыков учащихся выявляется путем анализа и самоанализа работ на областных и районных выставках и конкурсах.
В программу курса «ХендМейд» входят модули : «канзаши», «кинусайга», «цветы из капрона», «валяние из шерсти».
- Содержание всех модулей построено по следующему алгоритму:
- 1. Исторический аспект
- 2. Связь с современностью
- 3. Освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий
- 4. Выполнение творческих работ(индивидуальных, групповых или коллективных).
- Предполагаются различные упражнения, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия. С первых же занятий дети приучаются работать по инструкционным картам.
- Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов изготовления поделок.
В зависимости от поставленных задач на занятиях групп используются различные методы обучения: словесные, наглядные, практические, чаще всего их сочетания.
Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это повтор пройденного материала, объяснение нового, информация познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства, народных промыслов, старинных традициях в женском рукоделии. Теоретический материал сопровождается показом наглядного материала, преподносится в виде рассказа-информации или беседы, сопровождаемой вопросами к детям.
Основное место на занятии отводится практическим работам. Нагрузка во время занятий соответствует силам и возможностям детей, обеспечивая их занятость в течение занятий. Каждое занятие спланировано таким образом, чтобы в конце ребенок видел результаты своего труда (готовую поделку, сувенир). Это необходимо и для того, чтобы проводить постоянный сравнительный анализ работы, важный не только для педагога, но и для детей.
В процессе изготовления художественных вещей большое внимание обращается на подбор изделий, над которыми будут работать дети. Большие изделия можно выполнять коллективно, что ускорит процесс творчества и даст учащимся навыки совместной работы.
Общий план занятий.
Почти все занятия строятся по одному плану. На каждом занятии используется дополнительный материал: стихи, загадки, сведения о животных, птицах, насекомых и т.д. Все занятия объединены в несколько тем (птицы, животные, куклы, новогодние игрушки, сказочные герои и т.п.). Тема изучается в течение одной четверти.
1. Подготовка к занятию (установка на работу, обратить внимание на инструменты и материалы, лежащие на парте).
2. Повторение пройденного (выявление опорных знаний и представлений):
• повторение названия базовой формы (модуль, виды модулей);
• повторение действий прошлого занятия;
• повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники безопасности.
3. Введение в новую тему:
загадки, стихи, раскрывающие тему занятия; энциклопедические сведения о предмете занятия (рассказы о жизни животных, птиц, насекомых; интересные истории и т.п.);
• показ образца;
• рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали; дополнительные детали, их парность и расположение по отношению к основной; способ соединения деталей; отделка готовой фигурки);
• повторение правил техники безопасности.
4. Практическая часть:
• показ учителем процесса изготовления поделки (работа по схеме, технологической карте- в зависимости от уровня подготовки и сформированности навыков);
• вербализация учащимися некоторых этапов работы (расшифровка схемы: «Что здесь делаю?»);
• текстовой план (если поделка состоит из нескольких частей);
• самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому плану, технологической карте;
• оформление, отделка игрушки, приклеивание ее на фон или в композицию;
• анализ работы учащегося (аккуратность, правильность и последовательность выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил техники безопасности, творчество, оригинальность, эстетика).
Особенности реализации программы детьми с ОВЗ.
- Данную программу могут осваивать дети с ОВЗ, кроме детей с умственной отсталостью и с ограничением по зрению и ДЦП.
Взаимодействие с родителями.
- Для родителей проводятся собрания, открытые занятия, общие мероприятия, личные беседы.
Взаимодействие с социумом.
- 1.Библиотека;
- 2.Школа;
- 3. Население села;
- 4 Историко-краеведческий центр.
- Ожидаемые результаты и способы их проверки.
В результате изучения программы «ХЕНД МЕЙД» учащиеся познакомятся: с историей и основными видами различных техник;
- с основными этапами подготовки к работе, требованиям предъявляемыми к различному материалу;
- правилами безопасной работы с ручными инструментами;
- правилами составления схем и работы по схемам
овладевают умениями:
- подготавливать материалы, инструменты, приспособления к работе, подбирать материалы с учётом цветовой гаммы, фактуры, пользоваться инструментами и приспособлениями;
- выполнять основные способы изготовления различных поделок;
- изготавливать украшения в технике «канзаши»;
- научатся основным способам изготовления цветов из капрона;
- изготавливать различные игрушки из шерсти;
- изготавливать панно в технике «кинусайга»;
- составлять, записывать, читать схемы;
- соблюдать правила безопасной работы с ручными инструментами.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
- Развивать положительный мотив к деятельности в проблемной ситуации ("Хочу разобраться, хочу попробовать свои силы, хочу убедиться смогу ли разрешить эту ситуацию...),
- Формировать положительные изменения в эмоционально-волевой сфере (" Испытываю радость, удовольствие от деятельности, мне это интересно, могу усилием воли концентрировать свое внимание…"), переживание учащимися субъективного открытия: ("Я сам получил этот результат, я сам справился с этой проблемой…)
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий .
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими обучающимися давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя справочные источники, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы и задачи на основе предметных, рисунков, схематических рисунков, схем.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:
- Получение первоначальных представлений о значении труда в жизни человека и общества, о видах декоративно-прикладного искусства и важности правильного выбора профессии.
- Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов, освоение правил техники безопасности.
- Использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
- . Тематический план
|
Темы занятий |
Общее количество часов |
|
|
|
Вводное занятие |
|
|
|
|
Модуль «Канзаши» |
|
|
|
|
Модуль «Цветы из капрона. |
|
|
|
|
Модуль «Кинусайга» |
|
|
|
|
Модуль Валяние. |
|
|
|
|
Итоговое занятие. |
|
|
|
|
Воспитательное занятие |
|
|
|
|
Отработка навыков. |
|
|
|
- Условия реализации программы
- Методическое обеспечение программы.
Дидактический материал: таблицы, схемы, шаблоны, плакаты, картины, фотографии, методическая литература, раздаточный материал, видеозаписи, альбомы с образцами, методические разработки, тесты, кроссворды,
Учебно-материальная база
Оформление:
· таблицы и плакаты постоянного пользования (по безопасности труда, производственной санитарии, материаловедению и т. д.);
· сменная экспозиция (наглядные пособия, дидактический материал);
Большое значение придается художественному оформлению помещения для занятий. В кабинете должны быть постоянные и сменные экспозиции. Украшением могут служить изделия, изготовленные обучающимися, с указанием кто, и когда изготовил выставочные экспонаты, которые могут являться отчасти и наглядным пособием.
Обеспечение программы:
Организация рабочего места.
Просторное, светлое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям, с достаточным и вечерним освещением. Учебное оборудование должно включать комплект мебели, инструменты и приспособления, необходимые для организации занятий, хранения наглядных пособий.
Материалы:
- Лента атласная разной ширины и цвета.
- Различная фурнитура для заколок, брошей и т.д.
- Бусины, стразы, бисер
- *Проволока медная или металлическая, окрашенная в разные цвета. Толщина проволоки диктуется формой изделия и размерами используемого материала, но в основном нужна проволока от 0,2 до 1 мм в диаметре.
- Нитки или специальная бумага для декорирования стеблей. Нитки понадобятся шелковые или мулине, соответствующие по цвету зелени листьев. Бумагу лучше брать гофрированную или папиросную, Можно использовать также специальную флористическую ленту.
- Капрон различной расцветки.
- Пенопласт для техники «кинусайга»
- Различные лоскуты ткани
- Шерсть для валяния
- алебастр для заливки.
- Клей ПВА для закрепления концов ниток и бумаги.
- Различные по форме горшочки для цветов, рамочки, плетеные корзинки для создания объемных цветочных композиций или настенных украшений.
- Инструменты. Для выполнения работ
- кусачки для отрезания проволоки;
- ножницы для бумаги, ниток и ткани;
- выжигатель;
- распарыватель;
- зажигалка;
- иглы для валяния;
- губка;
- напальчники для валяния.
- Список литературы
Для педагога:
- Смирнова Е. Войлочные звери. Сухое валяние из шерсти.-СПб.:Питер, 2015.-128 с.:ил.-(Серия своими руками)
- Смирнова Е.. Игрушки своими руками. Сухое объёмное валяние.- СПб.: Питер, 2014.-128с.: ил.-(Серия «Своими руками»).
- Кристине Шефер. Волшебные фигурки из шерсти: Сказочные персонажи в технике фелтинг/ Пер. с нем.-М.:Издательская группа «Контэнт»,2013.-96с.;цв.ил.
- АстридОльбрих. Декоративные фигурки из шерсти: Проекты в технике фелтинг/Пер.снем.-М.:Издательская группа «Контент», 2014.-48 с.;цв.ил.
- Мишанова О.А. Картины из шерсти/ О.А.Мишанова.-М:Суфлёр;Ростов н/Д:Феникс, 2014.-63с.:ил.-(Город Мастеров).
Интернет ресурсы
- http://stranamasterov.ru/master-class
- http://www.livemaster.ru/
- http://yandex.ru/video/#!/video/search?filmId=8I3lozmvUXI&text=%D0%BC%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80-
- http://www.liveinternet.ru/community/3148420/
- http://nacrestike.ru/publ/interesnoe/kinusajga/10-1-0-916
- http://www.liveinternet.ru/users/slavlena/post290821424/
Для учащихся:
- Мишанова О.А. Живопись шерстью/О.А.Мишанова.- Ростов н/Д: Фени кс, 2015.-62,(1)с.:ил.-(Город Мастеров).
- Зайцева А.А. Цветы из ткани: оригинальная техника работы с трикотажным полотном/ Анна Зайцева, Евгения Моисеева.- М.:Эксмо, 2013.-80 с. : ил.-(Азбука рукоделия)
- Глушкова,Татьяна. Увлекательный фелтинг: 9 очень подробных мастер-классов по созданию игрушек из шерсти в технике валяния/ Татьяна Глушкова, Юлия Глушкова.-Ростов н/Д: Феникс, 2014.-142 с.: ил.- (Город Мастеров).
- Екатерина Хошабова. Зверюшки из войлока: пошаговый мастер-класс.- СПб.: Питер, 2013.-32с.:ил.
- Курандина Наталья. Кандзаси: цветы из ткани/ Наталья Курандина.- М:Суфлёр; Ростов н/Д: Феникс, 2013.-62, (1) с.: ил.- (Город Мастеров).
- Коняхина, Марина. Украшения из репсовых лент для малышей/ Марина коняхина.- М:Суфлёр; Ростов н/Д: Феникс, 2015.-62, (1) с.: ил.- (Город Мастеров).
- Екатерина Хошабова. Украшения из войлока.- СПб.: Питер, 2013.-32с.:ил.