Пояснительная записка. Просмотр в формате PDF
Бисер — это всегда модно, это один из древних видов рукоделия. Занятия бисероплетением формирует эстетический вкус у ребят, знакомя их с произведениями народного творчества, даёт им необходимые технические знания, развивают трудовые навыки и умения, т.е. осуществляют психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору своей будущей профессии.
Занимаясь бисером, дети развивают мелкую моторику рук, математические способности. Бисер требует усидчивости, сосредоточенности, ясности ума. Искусство бисероплетения сегодня переживает новый расцвет. Основной областью, в которой идёт творческий поиск.
Осуществление данной программы в рамках школьных уроков труда не возможно. Процесс освоения искусством бисероплетения - долгий. Чтобы создать хорошую работу необходимо пройти этапы подготовки освоить сначала самые простые способы плетения, понять цветовые композиции и ещё много разных секретов.Программа кружка «Бисеродизайн» составлена на основе учебно-методической литературы и является общеразвивающей.
Данная программа соответствует действующим Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012). Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1008 от 29.08.2013 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». «Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативамСанПиН 2.4.4.3172-14» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 4 июля 2014 г. N 41).ПисьмомМинобрнауки РФ от 11.12.2006 N 06-1844"О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей".
Программа «Бисеродизайн» является составной частью программы ЦДТ, целью которой является: «Создание единого образовательного пространства Центра детского творчества, обеспечивающего формирование и развитие многогранной личности ребёнка в соответствие с его склонностями, интересами и возможностями».
Данная программа даёт возможность педагогам постоянно наблюдать, изучать и индивидуально корректировать:
- нравственные понятия детей, понятия относящиеся к общечеловеческим ценностям;
- природные способности и творческое воображение ребят;
- взаимоотношение в коллективе.
Ценностью программы является возможность развития творческого потенциала обучающихся детей.
Учебный материал распределен в соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических умений и навыков. Обучение по данной программе создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально – культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.
Новизна программы – в индивидуальном подходе к работе с детьми; развитии творческого потенциала ребёнка; учёте интересов и творческих возможностей обучающихся, потребностей детей младшего и среднего школьного возраста.
На занятиях они знакомятся с историей возникновения бисера и искусства бисероплетения, народными художественными традициями. Приобретённые знания, умения и навыки бисероплетения помогут детям в оформлении интерьера дома или квартиры, придавая жилищу неповторимую индивидуальность, они научатся выполнять украшения для дома, ёлочные игрушки, цветы, бижутерию, различные сувениры, панно. Кроме того, эти изделия – прекрасный подарок родным и друзьям на праздники.
Отличительные особенности образовательной программы:
- Процесс обучения делится на 3 этапа: 1 этап – усвоение элементарных знаний и умений в бисероплетении; 2 этап – расширение знаний и умений; 3 этап – углубление и совершенствование знаний и умений, выполнение качественных работ.
- В программу включен вариативный блок («Бисер и фантазия»)
Особенности реализации программы детьми с ОВЗ.
- Данную программу могут осваивать дети с ОВЗ, кроме детей с умственной отсталостью и с слабым зрением.
Цель работы по данной программе – Создание условий для формирования устойчивого интереса к бисероплетению, как виду декоративно-прикладного искусства и древнейшего рукоделия.
Задачи:
Образовательные:
- Обучить основным приёмам работы с бисером.
- Научить умению комбинировать, заменять различные материалы, элементы для получения целого, обладающего новизной изделия.
- Познакомить учащихся с историей бисероплетения.
Воспитательные:
- Создать условия для воспитания личностных качеств учащихся: усидчивость, ответственности, бережливости, уважения к труду,трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда.
Развивающие:
- Развить- внимание, фантазию, творческие способности, формирование эстетического и художественного вкуса.
Общая характеристика программы.
Механизм реализации программы.
- Порядок подбора детей
В кружок "Бисеродизайн" принимаются все желающие в возрасте 6-17лет с. Б-Сорокино.
2. Особенности организации процесса обучения
Учебный год начинается с 5 сентября и заканчивается 31 мая.
Наполняемость групп:1 год обучения -12 детей, 2 год обучения-10 детей и 3год обучения-8 детей. Она обусловлена тем, что обучающие занятия носят как индивидуальный, так и групповой (пары или подгруппы) характер. При этом неизбежными являются занятия в смешанной группе, предполагающей разный возраст и разную степень интеллектуальной подготовки учеников. В ходе занятий в смешанной группе учащиеся изучают общую тему, но при этом выполняют различные по степени сложности и объёму задания.
Продолжительность программы:
Данная программа рассчитана на три года обучения.
Объём программы:
- 1-й год обучения-144ч
- ( 4 раза в неделю по одному академическому часу, или 2 раза в неделю по два академических часа)
- 2-й год обучения-216 ч
- ( 3 раза в неделю по два академических часа)
- 3-й год обучения-216 ч.
- (3 раза в неделю по два академических часа).
Этапы реализации программы.
- Информационно-подготовительный
- Корректировка программы
- Подбор методической литературы
- Формирование групп обучающихся
- Согласование плана работы со специалистами
- Составления расписания занятий
2. Основной
- Обучение по данной программе.
3. Итоговый
- Участие в выставках разного уровня.
4.Аналитический
- Поведение итогов работы. Анализ. Выводы.
Программа предусматривает сочетание обучающего и воспитательного процесса, и основывается на следующих принципах:
- Личностной ориентации (учитель для ученика, а не ученик для учителя).
- Природосообразности (учитывать возрастные и психофизические особенности детей).
- Средовый подход (сотрудничество взрослых и детей, сотворчество, совместный поиск).
- Культуросообразности (народные традиции, общечеловеческих ценностей, бытовая – культура).
- Гуманизации (добрые отношения между детьми, детьми и взрослыми, ситуации успеха).
- Творческой самодеятельности (нет пределов для творчества и самосовершенствования).
Основные формы организации процесса обучения:
- Коллективные занятия.
- Игра
- Творческая мастерская.
В процессе обучения детей используются следующие общедидактические методы:
- Словесный (рассказ, беседа, объяснение, разъяснение)
- Наглядный (иллюстрация, таблицы)
- Практический
- Игровые.
Структура занятия построена по следующему алгоритму:
- Пролог (психологический настрой детей на содержание).
- Этюд (образ, картинка желаемого результата).
- Экспликация (развёртывание содержания)
- Практические действия.
- Коррекция (что мы имели раньше, что мы имеем теперь).
- Рефлексия (оценка состояния детей и их отношение к материалу).
Планируемые результаты освоения учащимися программы курса «Бисеродизайн»
- Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
- адекватное понимание причин успешности и неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания.
- Метопредметные универсальные учебные действия:
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- владеть монологической и диалогической формой речи;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся будут:
- развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
- расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
- знакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
- использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
- знакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
- совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
- оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
IV.1. Тематический план. Первый год обучения.
Задачи:
- Развить творческие способности детей.
- Познакомить с историей возникновения бисера, с правилами техники безопасности.
- Научить различать виды бисера и основные способы плетения.
- Создать дружный коллектив.
Темы занятий |
Общее количество часов |
Теория |
Практика |
8.Отработка навыков. 9Итоговое занятие за год. |
2
20
26
12
58
18
4 4 2 |
2
4
5
2
6
2 |
16
21
10
52
16
|
Всего: 144 ч
Ожидаемые результаты первого года обучения.
- Должны знать историю возникновения бисера.
- Правильно пользоваться необходимыми инструментами для работы.
- Должны знать виды бисера и основные способы плетения на проволоке, леске, на станке.
- Должны самостоятельно плести основные виды плетения.
IV. 2. Учебно-тематический план 2-го года обучения.
Задачи:
- Создание комфортного психологического климата в группе.
- Закрепление основных навыков плетения.
- Освоение ткачества.
- Применение различных материалов при работе с бисером.
- Развитие самостоятельности у детей.
Тематический план.
№
|
Название тем. |
Общее кол-во часов. |
Теория. |
Практика. |
1.
2.
3.
4
5
5.
6
7.
8. |
Вводное занятие.
Фенечки
Бижутерия.
Ткачество. . Бисер в интерьере.
Бисер и фантазия. (Вариативный блок)
Воспитательные мероприятия.
Отработка навыков.
Итоговое занятие. |
2
10
72
10
74
36
4
4
2 |
2
18
2
9
2
|
8
54
8
65
34
|
Всего: 216 ч.
Ожидаемые результаты 2-го года обучения.
Учащиеся должны:
- Уметь плести различными способами на леске, проволоке.
- Уметь ткать.
- Уметь работать со схемами.
- Вносить в свои работы творчество.
- Ценить дружбу, приходить на выручку друг-другу.
IV. 3. Учебно - тематический план 3 –го года обучения:
Задачи:
- Закрепление основных навыков плетения.
- Освоение вышивки.
- Освоение новой техники плетения «кирпичный стежок», «ганутель».
- Развитие самостоятельности у детей.
Тематический план. 3 год
№
|
Название тем. |
Общее кол-во часов. |
Теория. |
Практика. |
1.
2.
3.
4.
5.
6
7.
8.
9.
|
Вводное занятие.
Бижутерия.
Ткачество.
Вышивка и бисер. . Бисер в интерьере.
Бисер и фантазия. (Вариативный блок)
Воспитательные мероприятия.
Отработка навыков.
Итоги за год. |
2
68
32
20
72
10
4
4
2 |
2
12
6
4
12
2
|
56
26
16
60
8 |
Всего: 216 ч.
Ожидаемые результаты 3-го года обучения.
Учащиеся должны:
- Уметь самостоятельно выполнять различные техники плетения на проволоке и леске.
- Уметь самостоятельно вышивать по контуру и канве.
- Уметь фантазировать при работе с бисером и другим материалом.
- Приходить на выручку друг - другу.
VI.Список литературы
Для педагога:
- Базулина Л.В., Новикова И.В. «Бисер». Ярославль, Академия развития. 2007
-
Поиск ЗВЕЗДА ГЕРОЯ Министерство науки Минпросвещения Независимая оценка Социальный компас Памятные даты Наши друзья - Сорокинская ДЮСШ "СИБИРЬ"
- Сорокинская ДШИ
- Сорокинская школа №1
- Сорокинская школа №2
- Сорокинская школа №3
- Сорокинский центр культуры и досуга
Статистика Онлайн всего: 1Гостей: 1Пользователей: 0Мы разные Я - родитель